1. Первое правило фикрайтера, да и вообще любого хомо-пишущего – прежде чем писать что-либо, научись писать грамотно. А это значит – внимательно изучите школьный дневник на предмет оценок по русскому языку и литературе. Обнаружив отличные отметки, выдохните и успокойтесь. Скорее всего, вы не станете причиной головной боли добровольных бет, гамм, дельт и прочих прекрасных личностей, посвятивших себя вычитке чужих текстов. Вам вполне хватит вордовской проверки (для облегчения работы перед написанием фика забейте в словарь Ворда все нужные имена, термины и названия. Щелкаете правой кнопкой мыши на неизвестном Ворду слове, жмете «Добавить»), орфографического словаря (Ворд не всезнающ!) и тщательной самостоятельной вычитки текста с целью поиска незаметных ошибок и опечаток.А что делать, если знания хромают на все пять ног, а творить хочется? Ищите бету (знакомого отличника, увлекающегося одним с вами фэндомом, или бету-профессионала. Последние водятся на тематических сайтах и форумах, где, как правило, афишируют свою готовность почитать, поправить и помочь). Но и самообразованием не пренебрегайте. Автору свойственно учиться, развиваться и расти, пока не будет утрачено желание творить.
2. Второе правило фикрайтера, да и, опять же, любого писателя – писать нужно либо о том, что знаешь, либо о том, чего никто не знает, но не о том, что знают все, особенно если сам знаешь не лучше других. Отсюда проистекает чисто фикерская мораль – учи матчасть, творец! В расшифровке: тщательно изучи канон, перечитай либо пересмотри его не менее двух раз, приобрети (купи либо скачай) его, чтобы всегда иметь под рукой источник для разрешения спорных ситуаций. Походи по тематическим сайтам и форумам (первые 10 ссылок, которые твой любимый поисковик выдаст на запрос «*фэндом* фанфик (форум)», в «звездочки» подставить название канона и/или фамилию автора), выясни имена наиболее популярных фикрайтеров и сохрани себе на комп их вещи. Просмотри их. Можно также воспользоваться услугами крупных, продолжительное время существующих хранилищ фанфиков – если там ведется учет посещаемости тем и количества комментариев, советую выбрать наиболее читаемые вещи. Всегда есть шанс, что твои будущие читатели – не «чайники», и твой фик у них не будет первым.
Что нужно делать с чужими фиками? Читать. Запоминать сюжетные ходы. Обязательно списать себе комментарии, в которых будет содержаться хотя бы пара абзацев аргументированной критики. Конечно, идеи носятся в воздухе, и повторов избежать вряд ли удастся, но зачем же заранее соглашаться на обвинения в плагиате? Если ваши мысли по поводу сюжета точно повторяют чьи-то чужие – подумайте, что можно изменить. Тогда прицельные плевки критиков улетят в пустоту, отразившись от вашего резонного возражения, а получится, возможно, не в пример интереснее.
Ну и, конечно, всегда есть выход – взять и написать ориджинал.
К вопросу о матчасти – помимо канона и фанона к оной относятся терминологические словарики. Найти их можно, опять же, на форумах.
3.3. Третье правило фикрайтера – уважать своего читателя. А это значит – не бросать фик на середине, если о «проде» воют в голос на весь Интернет, не шокировать без нужды, всегда предупреждать, если на некоторое время выпадаешь из сети. Читатели – друзья фикрайтера. Поддерживай с ними связь. Принимай все «тапки», которыми в тебя кидают.
Критики – это тоже читатели. С ними нельзя ругаться. Если это просто хамы, возомнившие себя знатоками, настучите на них модератору. Если же они говорят дельные вещи, рекомендую прислушаться. Возможно, они правы. Дополнительное бета-чтение не повредит (именно поэтому я рекомендую выкладывать фики вначале на форумах или на сайтах, где можно вести диалог с читателями).
4.4. Четвертое правило фикрайтера – будь готов. В смысле, будь готов ко всему – к тому, что тебя не сразу найдут читатели, к тому, что будут кидать шишки и тапки, к тому, что инет – штука неустойчивая, и твой любимый сайт может в любой день гигнуться. Выкладывайся минимум в двух местах. Если тебя не комментируют – не расстраивайся сразу же. Будь весел, оптимистичен и не относись к своей работе слишком серьезно. Заметьте, именно «слишком» – вообще серьезное отношение к хобби вроде фикописательства только приветствуется. Так рождаются лучшие вещи
Закончив с основными правилами, перейдем ко второму разделу:
КАК ПИСАТЬ...
1. Первый фик.
Первый фанфик – дело ответственное. На этой точке часто обрывается карьера многообещающего фикрайтера. А это значит... всего лишь то, что подойти к проблеме нужно аккуратно.
1) Обязательно выясните, хватит ли у вас времени. Не стоит садиться за первый фик, если на носу нагло восседает сессия, поступление, конец квартала или крах в личной жизни. Идеально начать на каникулах (в отпуске), или хотя бы выбрать планово спокойный период.
2) Перечитайте второе правило. Проверьте, руководствуясь им, на вшивость набросок будущего сюжета. Если оказалось, что он банален и предсказуем, как дождь в пасмурный день, да еще и попахивает плагиатом, исправьте это.
3) Перелистайте или пересмотрите канон. Проникнитесь его духом.
4) Убедите себя в том, что у вас все получится.
5) Не используйте без нужды стимуляторы типа алкоголя и сигарет. Тогда на вопрос «что курил автор» хотя бы сможете ответить, что ничего)
6) Продумайте сюжет, письменно изложите костяк хотя бы на одной-двух тетрадных страничках. Положите странички перед собой, когда будете творить, и сверяйтесь с ними.
7) Тщательно проработайте начальную сцену. От нее зависит, появятся ли у вас читатели с первых строк.
8) Выберите место выкладки фика – лучше на форуме, где вы набили хотя бы сотню постов в разделе фанфикшена. Если форум существует хотя бы год и там уже сложился некоторый пласт завсегдатаев этого раздела – ваши шансы на комментарии повысятся, особенно если на форуме пасутся стада почитателей выбранного вами фэндома.
9) Выясните, есть ли время у того, кого вы выбрали в качестве беты. Читатели звереют, неделю созерцая вместо продолжений извинения и сообщения о занятости вашего тест-ридера.
10) Не начинайте жизнь фикрайтера с макси-фика. Лучше – с мини или в крайнем случае миди. Их проще закончить.
11) Не жалейте времени на «вылизывание» деталей. Бенефис – не тот момент, когда можно давать петуха.
12) Следите за логикой. Не заставляйте героев выглядеть идиотами – если, конечно, не пишете стеб.
13) Не беритесь с порога за сложные жанры. Поскольку сложность относительна и субъективна, прикиньте сами, что для вас будет проще – похохмить, устроить героям «сладкую» жизнь, сослэшить или составить гетеросексуальную пару, воскресить несправедливо убитого персонажа или перебить оставшихся, изменить что-то в мире автора или вписать в него «пропущенную» сцену, ввести своего персонажа или обойтись уже имеющимися.
Все недочеты, которые в вашей вещи обнаружит критика, вам следует принять во внимание, чтобы не наступать многократно на одно и то же сельскохозяйственное орудие. Всему на чужих ошибках, к сожалению, научиться не получится, но можно попытаться.
Удачи. Она вам понадобится.
3. Первый фик в новом жанре
Творить все время в одной и той же нише далеко не так легко, как кажется. Приходится постоянно следить за собой, чтобы одновременно не самоповториться и не утратить то, за что вас любят и ценят читатели. Конечно, если вам нравится, когда ваш ник сразу вызывает в качестве ассоциации излюбленный вами пейринг, жанр или фэндом, нет смысла экспериментировать. Но если вам обрыдло, что вас не считают способными написать нечто в корне иное, а на изучение другого канона нет времени, можно попробовать сменить жанр. Или пейринг.
4. Фик в соавторстве
Неважно, вам ли стукнула в голову такая идея или нарисовался на горизонте некто юный со взглядом горящим. Важно то, что, принципиально говоря, работа в соавторстве – не та вещь, которой нужно бояться. Многие отличные вещи были написаны коллективным трудом. Надо лишь знать несколько простых вещей.
1) Ваш соавтор – живой человек со своими тараканами. Относитесь к нему с уважением. Не сваливайте на него ту часть работы, которую можете сделать и сами. Не заставляйте его быть вашей бетой, если он против. Не отмахивайтесь от его советов, если он – за.
2) Ваш соавтор может в любой день исчезнуть, особенно если вы связываетесь только по сети. Будьте всегда готовы к тому, что фик придется заканчивать самостоятельно. Храните все наработки, которыми делитесь по асе (мылу и т.д.). Не обижайтесь, если трагическая случайность типа забастовки провайдера разлучила вас на неделю. Соавтор не виноват. Предупреждайте соавтора, если начальство посылает вас в командировку или же планируется отключение света в городе. Не забывайте извиниться, если вас разлучило нечто форс-мажорное. Будьте взаимовежливы.
3) Вашему соавтору могут не нравиться некоторые сюжетные ходы. Обосновывайте свой выбор, вежливо реагируйте на критику. Вы можете быть не правы. Но и соавтор – не конечная инстанция. Если можете доказать свою правоту – доказывайте.
4) Для работы в соавторстве идеально подходят следующие жанры: реалити-шоу, словеска с последующей новеллизацией, кроссовер, фик от нескольких первых лиц. Но перечисленные направления не нужно принимать за жесткие рамки. То, что у вас получится, зависит только от вашего желания и общего решения. Возможно, ваш соавтор просто будет писать сцены, которые у вас не выходят при всем желании, а вы – вырисовывать связки между ними...
5) У вас обоих должен быть под рукой канон. Или хотя бы у кого-то из вас. При возникновении споров пользоваться нужно именно этим источником. Если выяснится, что ваш соавтор знает меньше вас (или наоборот) или ваши впечатления различаются по свежести, выкроите время для того, чтобы пополнить или подновить знания, и дайте время другому. Не стоит засыпать неосведомленного соавтора спойлерами, если он против. Если же он спрашивает у вас что-то по теме, указывайте страницы и приводите цитаты по требованию.
6) В том случае, если срок пребывания в фэндоме у вас с соавтором разительно отличается, не пожалейте времени, чтобы снабдить товарища ссылками на наиболее известные фики и сходить по его ссылкам.
7) Поддерживайте с соавтором дружеские отношения. Узнавайте друг друга. В работе это вам не помешает, особенно если ваши интересы протянутся в область профессиональной фикерской деятельности. Чем лучше вы знаете сильные и слабые стороны соавторов, тем проще будет творить. Обязательно прочтите вещи своего соавтора и дайте ему ссылки на свои.
8) Всегда тестируйте то, что писалось кусочками и складывалось вместе. Возможно, придется добавить «цемента» – несколько строчек или целый мелкий эпизод.
9) Даже если в процессе работы возникнут какие-либо разногласия, или вас с соавтором разлучат непреодолимые обстоятельства – не забывайте указать его ник, выкладывая произведение. Будьте честны – особенно с собой...
Запомните, что все сложности можно преодолеть. Главное – результат.
5. Фик в одиночку или с другим соавтором (ами)
Если вы – так уж получилось! – начали карьеру в одной компании, а затем решили солировать или сменить состав, значит – вы твердо убеждены в своей правоте. Конечно, причиной распада сложившегося коллектива может быть что угодно, начиная с банальных разногласий. Главное – убедитесь, что процесс этот свершился (а если ваш ранее постоянный соавтор просто временно занят – сообщите ему свое решение, удостоверьтесь, что он не начнет вас «ревновать» и обвинять в предательстве, иначе вышеописанным распадом все и кончится!) и препятствий для начала работы нет. И, кстати... Кое-что тут можно посоветовать.
1) У вашего нового соавтора могут оказаться совершенно неожиданные прибабахи. Так что – см. правило 4. Не переносите «с порога» на товарища старые отношения и не позволяйте (если соавтор не новичок) ему относиться к вам так, как он привык – если вас это не устраивает. Перед работой лучше четко расписать обязанности и права, честно распределив их между собой. Лучше, но не обязательно.
2) Если вы вливаетесь в сложившийся коллектив, даже на правах приглашенной звезды – не подхватывайте с первого дня «звездную болезнь». Будьте скромны, изучайте способности новых товарищей, не хвастайтесь попусту, но честно рассказывайте о том, что умеете делать.
3) Не бойтесь высказывать свое мнение – просто вначале подумайте, как сформулировать и обосновать его. Ваши идеи могут быть ценными – а могут и не быть. Не забывайте их оценивать – или вначале высказывайте неформально, возможно – как информацию к размышлению.
4) Если вы привыкли полагаться на соавтора в спорных вопросах, а теперь обязанность копаться в каноне пала на вас – не паникуйте. Возможно, это снизит скорость вашей работы (а можно не выкраивать время на перекопку матчасти, просто заявив АУ и ООС – хоть это и своего рода читерство), но не намного. Запомните, изучение канона еще никому не вредило.
5) Никто не мешает вам подружиться с новыми соавторами, но не рассказывайте им ничего лишнего о ваших отношениях со старым товарищем.
6) Расставшись с привычной «опорой», постарайтесь найти новую... или просто «взлететь». Теперь вас не ограничивает чужое мнение, что может оказаться не благом лишь в случае полного отсутствия у вас здравого смысла и чувства такта. Навряд ли автор, уже сумевший создать что-то неплохое, страдает от такой тяжелой инвалидности... А опорой может стать специально найденная бета. Только не требуйте от бет того, что раньше получали от соавторов – не все беты способны подавать идеи, их дело – проверять вашу работу.
7) Если вы заканчиваете фик, начатый с кем-то, в одиночку или нашли нового соавтора, проверьте уже написанные части и имеющиеся наметки, чтобы в результате не получилось каких-нибудь нестыковок между готовым и добавленным. Проверять нужно и в том случае, если вы сделали в работе долгий перерыв: вы полгода назад и вы сейчас – возможно, очень разные люди с разным стилем работы. Не бойтесь править свою работу, – если вы росли над собой, то хуже не будет. В любом случае, свежий взгляд полезен, будьте в этом уверены. Если хотите, можете сохранить старый вариант, но не факт, что он вам понадобится целиком.
8) Помните, что ваше время все-таки принадлежит вам. Не позволяйте эксплуатировать себя сверх меры – но и отлынивать не стоит. Работа в команде предполагает разделение обязанностей. Работа в оНа этом раздел «Как писать...» заканчивается ввиду исчерпания общих ситуаций. Как правило, из них и их сочетаний и складывается долгая фикрайтерская карьера. Или короткая – как повезет) Главное – никогда не говорите «никогда больше не буду маяться этой дурью». Писать фанфики – полезно для духовного развития, пустой тратой времени фикерство становится только в глазах очень усталых и очень занятых людей, у которых и на себя времени нет... Не будем их осуждать, но и торопиться в их ряды не стоит. Независимый человек имеет полное право решать за себя, выбирая род деятельности. Человек с талантом никому не сделает лучше, зарывая его в землю. А людей без таланта не бывает – есть те, кто еще не нашел его в себе.диночку – разнесение их по времени.
9) Если вам приходится посреди работы покидать коллектив по независящим от вас обстоятельствам, передайте свои наработки в общий котел – вдруг они нужны для сюжета? Не обижайтесь, если их все же не используют.
10) В случае возникновения проблем с авторскими правами будьте готовы защититься. Помните, что больше никого, кроме вас и ваших друзей, этот вопрос не интересует – фикеры не подпадают под защиту законов, за исключением форумных правил.
Запомните, что никто не обязывает автора всегда работать в одном и том же коллективе. Всегда ищите обстоятельства, в которых ваш талант раскрывается наиболее полно – от этого выиграете и вы, и ваши читатели.
На этом раздел «Как писать...» заканчивается ввиду исчерпания общих ситуаций. Как правило, из них и их сочетаний и складывается долгая фикрайтерская карьера. Или короткая – как повезет) Главное – никогда не говорите «никогда больше не буду маяться этой дурью». Писать фанфики – полезно для духовного развития, пустой тратой времени фикерство становится только в глазах очень усталых и очень занятых людей, у которых и на себя времени нет... Не будем их осуждать, но и торопиться в их ряды не стоит. Независимый человек имеет полное право решать за себя, выбирая род деятельности. Человек с талантом никому не сделает лучше, зарывая его в землю. А людей без таланта не бывает – есть те, кто еще не нашел его в себе.
Переходим к разделу третьему:
ЧАСТНЫЕ СИТУАЦИИ, ЗАКОННОЕ ЧИТЕРСТВО, ОБЩЕПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
1. Сонгфик во всех его проявлениях.
Под емкой категорией «сонгфик» понимаются фанфики, в которых большую роль играет песенный текст. Не просто строчки в эпиграфах, спешу отметить. Песня, ложащаяся в фундамент, должна либо звучать в тексте (на заднем плане, в сознании основного героя, в его исполнении) либо перекликаться со словами и мыслями чуть ли не дословно. Причем происходить это должно на протяжении всего фанфика, из чего вытекает неизбежное ограничение по размеру. То есть – либо пишется мини, разбиваемое кусочками песни, либо берется несколько песен и формируется двух-трехчастный фанфик.
Качественный сонгфик, как правило, нравится читателям, особенно если удается найти и творчески обработать известную им песню. Сонг-элемент, к месту вставленный в большой фанфик, создает необходимое (как правило, трагически-романтическое) настроение.
Также под понятие «сонгфик» («филк») иногда относят переделанные и специально написанные под сюжет/героя песни и композиции из оных, в том числе – исполняемые по ролям музыкальные пьесы.
Если вы не хотите привлечь на себя огонь критики и плевки читателей, лучше не выходить за некоторые разумные ограничения:
1) При выборе песни учитывайте, мог ли вообще ее слышать герой. Если теоретически мог – выберите соответствующие обстоятельства. Возможно, героя можно переместить в другую страну или даже в другой мир. Также можно отредактировать текст, убрав несоответствия и анахронизмы, и вложить его в уста самого героя (или имеющихся в мире работников культуры). Внимание – новая редакция должна влезать в старый размер! Если вы не чувствуете в себе поэтического таланта, обратитесь к знакомому специалисту или просто обрежьте текст. Можно также наложить строчки по второму образцу, заставляя их действовать непосредственно на читателя, но не на героя.
2) Песня должна быть к месту! Сонгфик предполагает перекличку слов песни и мыслей героев. Если вы просто (к примеру, для создания контрастного фона или для полноты описания места, где музыка звучит обязательно) вводите в фанфик какую-то песню, необязательно прописывать в шапке «сонгфик», но нужно проверить текст на аутентичность. Напоминаю, что указывать использованные фрагменты и их авторство в дисклеймере желательно в любом случае.
3) Не бойтесь браться за сонгфик, но всегда обдумайте это решение до принятия. Проверьте, не пользовались ли уже этой песней другие авторы. Четко соотнесите текст песни и текст фанфика. Внимание – текст песни не стоит записывать на слух, найдите его в сети – лучше на официальном сайте. Перевод песни, написанной не на вашем родном языке, желательно доверить не автоматическому переводчику, а живому человеку, который разбирается в переводческой деятельности, иначе можно неумышленно вызвать у знающих язык читателей смех.
4) Не злоупотребляйте. «Пересаливать» текст фика песнями не стоит. Опирайтесь на свой художественный вкус.
5) Написание поэтических текстов требует наличия таланта. Написание текстов на заданную тему – сложное дело, причем только от вас зависит, получится ли у вас что-нибудь. Изучите учебники по стихотворчеству, доступные в сетях и в продаже. Найдите бету с задатками поэтического критика.
6) Даже если вы пишете стебный сонгфик, не перебарщивайте. Знайте меру, чувствуйте ее. Этому нельзя научить, но можно научиться.
Если у вас ничего не получается – не расстраивайтесь. Сонгфики относятся к субъективно сложным фикам, и далеко не всем удается их писать, а тем более – писать хорошо.
Кстати, на разных форумах и сайтах встречаются разные определения сонгфиков. См. правило 2.
Кроссим все и вся.
Кроссовер как жанр относится к субъективно простой категории. То есть, в принципе его написать может каждый, кто этого захочет. Кроссоверы у большинства авторов получаются удачными, так что тут главное – взяться за дело. Запомните, скроссить можно все и со всем. Главное – сделать это грамотно.
1) Кроссовер, как правило, требует от автора хорошего знания всех используемых канонов. Но интересные кроссоверы получаются и тогда, когда вместе работают несколько фикрайтеров, каждый из которых доподлинно знает свой канон. Тут играет свою роль свежесть восприятия. В любом случае, даже при работе в команде свою часть канона нужно знать обязательно, а все остальное – хотя бы поверхностно.
2) Обосновывать сам факт кросса необязательно, но желательно. В любом случае, факт наличия параллельных миров нигде не опровергается, поэтому эту отмазку можно использовать как основную. Неплохим обоснованием может стать магия, а также – буйство технологии, перемещения действия в сон, нахождение героя под впечатлением от прочитанного второго канона, действие высшей силы (в роли коей вполне допустим сам автор или авторы). Кроссовер – это практически всегда АУ.
3) Разновидность кроссовера, называемая кавер-фиком (см. далее о кавер-фиках), обоснования не требует вообще.
4) Кроме правил орфографии и грамматики, а также характерных ограничений (если не поставить ООС), ограничений для кроссующего фикрайтера нет. Еще и поэтому кроссоверы могут в штыки принимать на форумах одного автора. Не волнуйтесь, на любом общетематическом форуме кроссовер скорее всего будет принят и наверняка порадует представителей сразу двух фэндомов.
5) Для бечения кроссовера требуется бета, осведомленная в области всех использованных канонов.
Ну, и немного о терминологии. Различаются следующие виды кроссоверов – герой (или герои) из одного мира в другом мире, герои из разных миров где-нибудь вместе, реальный человек (не аватара автора) в нереальном мире и наоборот, перемена мест (героев из разных миров телесно или духовно обменивают, после чего описывают похождения обоих), кросс двух фиков (обычно используются крайне известные фики) и, естественно, смесь нескольких вариантов, например – кавер-фик с элементами кроссовера. Вставка героя из альтернативной реальности, если идея альтернативности принадлежит самому автору – это просто АУ, а не кроссовер. Если же вариант альтреальности берется чужой – то это кросс, и чужое имя нужно указать в шапке. Как правило, подробности, кроме последней, указывать в шапке не требуется, но решения о том, что не прописано в правилах форума или сайта, принимает автор. Также фикрайтер имеет право воспользоваться для кроссинга собственным ориджиналом – и это будет именно кроссовер, а не фик с оригинальным персонажем.
Чем больше появляется кроссоверов, особенно хороших и разных, тем лучше. ИМХО. Так что кроссрайтерам я особенно искренне желаю удачи.
Стеб. Каноны смешного.
Обстебать можно все. Даже святейшие вещи – все зависит от вашего чувства юмора. Для фикрайтеров, обладающих оным в большом объеме, стеб почти всегда не представляет ровным счетом никакой сложности. Идеи приходят сами, и нужно только стараться не выпасть за рамки конкретного форума. См. правило три. Далеко не во всех фэндомах безбашенные фанаты находятся в большинстве. (У людей, чувством юмора не обладающих, стеб как правило не получается. То есть, речь опять идет о субъективной простоте либо сложности. И каждый фикрайтер может решить сам для себя, есть у него талант или нет. Достаточно попробовать – хотя бы начать с анекдотов).
Итак, рамки – необязательные, конечно.
1) Не ставьте в излишне неловкое положение особо уважаемых персонажей. Часто это может вызвать негативную реакцию фэндома.
2) Не шутите плоско. В смысле, от имени персонажей, которым уплощенность не свойственна. Если персонаж и у автора канона глубоко не мыслит – используйте его, конечно, по назначению.
3) Не шутите особо грязно. Конечно, если персонажи не позволяют)
4) Не шутите непонятно для всех, кроме себя.
5) Не повторяйте ошибок, которые делали забаненные на вашем форуме любители поюморить, если таковые были.
6) Не забывайте указать на использованные чужие идеи.
7) Не обстебывайте чью-то вещь (в смысле, фанфик) без разрешения автора, если хотите сохранить с оным дружеские отношения.
Пожалуй, все. Удачи в деле развлечения читающего народа.
Как сослэшить неслэшуемое. Простые методики читерства.
Читерство, как правило, необходимо именно авторам фиков «от пейринга», причем, как правило, проблема относится к слэшевым пейрингам. Хотя некоторые гет-пейринги не менее несовместимы в теории. Запомните, что на практике несовместимых героев нет. Любой воинствующий гомофоб в душе сияет чистым небесным цветом (а откровенно голубой персонаж – бисексуален). Асексуализм – излечим. Любовь – проходит, и приходит новая. Главное – правильно поставить персонажей и четко рассчитать, куда вы их толкаете. Полетят в объятия друг другу как миленькие…
Итак, постановочные приемы:
1) Ограничение в пространстве. Слэшуемых заставляют зависнуть в лифте, запирают в шкафу, комнате или квартире, сажают вдвоем в камеру – в общем, придвигают друг к другу на интимное расстояние и оставляют наедине, не дав никаких альтернативных развлечений. Как правило, этот прием применяется к героям, между которыми уже что-то есть, просто они об этом не знают. Психологически такая ситуация достоверна – от нечего делать все способны на многое. Примечание: в зависимости от характера героев в ограниченном пространстве может произойти все что угодно – от объяснения с поцелуем до бурного секса.
2) Воздействие. Бывает различным – магическим, наркотическим, экстрасенсорным… Или просто силовым. Под действием заклятия, загадочного зелья, желания шкодливого телепата, в состоянии одержимости и просто под дулом пистолета герои будут поступать так, как решит автор фика. Воздействие – хорошее объяснение для того, чтобы вывести героя немного ООСшным. Конечно, реакция и ситуация все-таки должны совпадать с возможностями канона, но это – прописная истина. В общем, если нужно заставить героев сделать то, что требуется по сценарию – наведите на них соответствующий воздействующий фактор.
3) Махровая альтернативщина. Идея параллельных миров, как отмечалось выше, неопровергаема. Значит, никто не мешает немного подкорректировать реальность. И соответственно кардинально извратить характеры героев. Существуют даже варианты АУ, в которых вычеркивается к чертовой бабушке весь сюжет, и остаются только герои, которых ставят в совершенно новую ситуацию. Опять же, если под ногами у избранного вами героя и предназначенного ему в пару другого персонажа мотается какая-нибудь вечная любовь, никто не мешает ее прибить, заставить уйти или стереть как факт. Это – нормальное допущение в рамках АУ.
4) Обмолвки канона. Если смотреть подготовленным глазом, в любом каноне можно накопать вагон предпосылок для слэша. Или гетного пейринга, отличного от канона. Взгляды, слова, намеки, двусмысленности – все идет в дело. Важно только заметить.
Также существуют совершенно законные способы оформления фика, в котором никак не объясняется внезапно вспыхнувшая страсть между персонажами. Помимо ООС, существует прелестная маркировка ВСЕГЕИ (EIG). Под такой меткой возможно все. И дополнять обоснованиями не обязательно. Для фиков же протяженностью в одну эротическую сцену, лишенных сюжета в принципе, предназначена метка PWP.
Итак – слэшьте все, но главное – не забывайте об анатомии… И о грамотности. За остальное можете не так сильно волноваться, если у ваших читателей на первом месте из критериев выбора – пейринг, а на втором – эротическая достоверность.
Что делать с «недостроями», если нереализованные идеи жалко бросать?
Многие авторы встречаются с серьезной проблемой: из-за нехватки времени, потери идей и вдохновения, ухода соавтора и тому подобное остается незаконченным неплохое произведение. Выбрасывать (стирать) жалко, класть как есть – стыдно... Или бывает, что родится совершенно гениальная идея, а реализовывать ее некогда. Что делать с такими недостроями и заметками?
1) Можно плюнуть на стыд и выложить недостройку как есть, предупредив, что вещь незакончена и заморожена. Возможно, найдутся желающие продолжить, или кто-нибудь подкинет идею, или найдется новый соавтор.
2) Можно подарить недостройку знакомому фикрайтеру. Пусть продолжает. Главное – сначала спросить, хочет ли он и найдет ли время. Идею тоже можно подкинуть.
3) Можно помыкаться по знакомым, поискать желающего соавторствовать. О соавторах – см. выше.
4) Можно просто сложить недостройки вместе с идеями в ящик (папку) и обращаться туда, когда появится время.
5) Можно выложить гениальную идею в качестве челленджа (см. ниже).
Главное – никогда ничего не стирайте и не оставляйте в голове. Обязательно изложите все в краткой форме или в виде наброска, затем сохраните. Мало что сравнится по мерзопакостности с осознанием того, что у вас была гениальная идея, а вы ее забыли
1. Как стать бетой?
Чтобы стать бетой, фикеру потребуется очень много времени, часть которого придется потратить на изучение канона (или канонов), а часть – на восстановление знаний в области орфографии, грамматики, словоупотребления, биологии, физики и всего того, что вы давно забыли после школы. Далее: вам понадобится железная решимость, дабы не отказаться от своего намерения. Ну, и остаток свободного времени вы потратите на разбор чужих фиков, где будете ловить мелкие и особо крупные ляпы.
Подумайте внимательно – оно вам сильно надо? Если да – переходим к советам.
1) Не бросайтесь сразу в омут с головой. Реально оценивайте свои возможности. Не набирайте клиентов пачками – лучше отказать заранее, чем потом извиняться за задержки.
2) Вежливо относитесь к авторам, которых бетите. Если критикуете – делайте это в мягкой форме. Найдя неудачное место, обязательно дайте конкретный совет по исправлению.
3) Если автор возложил все полномочия по правке текста на вас, отнеситесь к делу ответственно. Исправляйте не только опечатки и ошибки, но и стилевые огрехи, а тем более – фактологические ляпы (желательно все же сообщить автору фика, что он написал нечто, идущее вразрез с каноном и фаноном – возможно, это такая задумка).
4) Вы имеете права требовать от автора уважительного отношения. Авторов много, бет мало – без пассажиров на шее вы никогда не останетесь.
5) Старайтесь соблюдать намеченные сроки.
6) Если у вас возникло сомнение по поводу содержания фика, перепроверьте по канону. Не полагайтесь только на свою память.
7) Сомнения, не касающиеся канона, а относящиеся к обычной современной жизни, можно проверить, используя сетевые и печатные источники.
8) Вам следует достать подборку словарей (орфографических и не только), хотя бы в электронном виде. Для работы понадобится. Также поищите учебники по литературному мастерству. На авторитеты можно опираться, объясняя клиенту его ляпы.
9) Не нужно навязывать автору, работающему с вами, ваш фирменный стиль. У каждого писателя он свой. Если же вашему клиенту еще нужно его искать – помогите ему, но ненавязчиво. Подкиньте ссылки на классиков и учебники, например...
10) Даже если вы считаете, что опусам вашего клиента место на помойке, постарайтесь не говорить этого прямо. Ищите хоть что-то нормальное. Если не найдете – вежливо постарайтесь от этого автора отделаться.
11) Если вы намерены по какой-либо причине прервать свою деятельность, не забудьте предупредить своих клиентов по мылу, асе или иным контактам.
12) Если клиент без объяснения причин прервет отношения с вами, не расстраивайтесь. Ищите нового.
13) Заниматься бечением чужих фиков можно без отрыва от фикрайтерства. Иногда – даже без потери качества. Но, повторяю, вначале оцените свои возможности. Дело-то субъективное...[/i]